nikitanik: (Default)
[personal profile] nikitanik

20) ПОЛИТИЗИРОВАННОСТЬ. Американцы политизированны. Не только на словах, но и на деле. Значительная часть семейных финансовых средств постоянно отдаётся в различные фонды в пользу малоимущих, больных, неграмотных, на те или иные благие цели. Это ни в коей мере не покупка формальных индульгенций, чтобы тебя оставили в покое, а именно участие, причём участие самое эффективное – деньгами, субсидиями. В политике участвуют также хождением на митинги, пикеты, активной личной поддержкой различных политических начинаний и кампаний. Вся Америка покрыта густой сетью «community centers» - местных общественных центров, где регулярно собираются жители городских и пригородных микрорайонов, активно интересующихся вопросами общественного блага.

Американское сознание – сознание либеральное по преимуществу.  Дело в том,  что консервативное сознание – это защита реально выверенных и хорошо работающих ценностей прошлого и одновременно готовность идти навстречу всем разумным реформам, необходимым для интеграции в традиционное общество новых поколений и социальных групп.  Когда консерваторы становятся закрыты ко всем реформам и вообще не хотят допускать никаких, они перестают быть консераторами и становятся чистыми реакционерами. А поскольку современный мир вступил в естественный период объективно необратимого умирания всех патриархальных социальных и религиозных систем и идеологий, нынешние консерваторы всё чаще попадают в ловушку реакционности. Реакционность же, причём любая – беспроигрышный путь к насильственной ломке статуса-кво. Кроме того, оружие реакционеров, как и религиозных фундаменталистов на любой основе всегда одно и то же: подавление, насилие, страх, манипуляция и неверие ни в человеческое достоинство и здравомыслие, ни в Промысел свыше.

Сегодня слово «либерализм»  часто используется в Америке в значении «левое реформаторство», но это не должно никого вводить в заблуждение. Основа Америки – классический либерализм, и американские консерваторы по своей сути остаются теми же классическими либералами. Ни один американский консерватор, если он не повредился в уме, никогда не скажет о себе: «Да, я ретроград и мракобес». Его засмеют. Америка была и остаётся детищем мыслителей Эпохи Просвещения 17-18 веков. Отцы-Основатели Соединённых Штатов как таковых – это Бенджамен Франклин, Томас Джефферсон и их сподвижники. Но в первую очередь отцом американской демократии является Джон Локк. Америка – реализация идей не только Локка, но и Гоббса, Вольтера, Монтескье, Руссо, Адама Смита, Томаса Пейна – всех тех, кто являются страшным пугалом для современной России, поскольку отстаивают человеческое достоинство, верховенство права, защиту прав человека. Именно этим мыслителям сегодня объявлена война не на жизнь, а на смерть средневековым московским сознанием. Именно им сегодня противопоставлены так называемые «традиционные ценности» Московской Руси – бесправие граждан и отсутствие гражданственности как таковой, верховенство силы, растворение личности в коллективе и право властей манипулировать своими подданными во имя любых целей, объявленных «великими».  Два главных бога, во имя которых сегодня московская церковь и московская тайная полиция объединились в борьбе с западным гуманизмом, суть Регресс и Репрессии.

Интересно отметить, что при всей своей звериности коммунистическая Россия не решалась напрямик избавиться от балласта принципов Эпохи Просвещения, из которых втайне ценила лишь очевидный перегиб – гильотину французских якобинцев. Избавиться от балласта принципов Эпохи Просвещения ей эффективно помогла Московская Патриархия. На наших с вами глазах.

21) ГОЛЛИВУД.  Мне иногда задают вопрос о  том, насколько  реальная жизнь США соответствует тому, как её изображает Голливуд. Отвечаю: на все 100%. Возможно, когда люди говорят о голливудских штампах и стереотипах, они забывают о том, что кино – единственное из всех искусств, которое не стремится дать фотографическое изображение объективной реальности, но в первую очередь оперирует мифами, а следовательно и архетипами. Если бы голливудское кино искажало реальность или приукрашивало её, фильм не был бы принят публикой и не окупил расходы на самого себя, а это в ситуации чистого капитализма всегда верная смерть. Кино - это мифология, развлечение, индустрия и средство воспитания зрителей. Одно дело - условности голливудской эстетики, например, хэппи-энд, обязательный в некоторых жанрах и отсутствие хэппи-энда в других, другое дело – коммерция и постоянная обратная связь между киномастерами и зрительской массой.

В истории звукового голливудского кино были периоды более (1929-36 и 1955-1980 годы) и менее (1937-1954 и 1990-е годы) реалистического показа повседневной жизни Америки и её проблем, но периодов тенденциозной идеологической интерпретации реальности здесь не было вообще, а пропагандистские ленты снимались только во время 2 Мировой войны, что естественно.  В Голливуде не всегда придают значение историческим деталям, особенно если это не касается Америки. Например в биографической  ленте о лётчице Амелии Экхард были показаны такие места её деятельности, как Тимбукту (Мали) и Карачи (Пакистан), тогда как это должно было бы быть Тимбукту (Французский Судан) и Карачи (Британская Индия). Или в серии об Индиане Джонсе над местом египетских раскопок полощется флаг современного, а не королевского Египта. Вы не всегда найдёте и точности в географических деталях: в поисках дикой природы Дальнего Запада или просто американского захолустья сегодня нередко выезжают в Канаду, не существует и станции вашингтонского метро «Джорджтаун», показанной в триллере «Нет выхода» с Кевином Костнером. Но в целом американская повседневность изображена очень точно.  Для обратного попросту нет причин.

Одним из основополагающих органичных принципов голливудской эстетики является практически совершенно не замеченное и не зафиксированное ни русской, ни украинской культурой и эстетикой понятие, сформулированное в 1817 С. Т. Колриджем и являющееся общим местом в англо-американской культуре. Я имею в виду понятие «suspended disbelief» или «willing suspension of disbelief», напрочь отсутствующее в русской Википедии (в том числе и в статье о самом Колридже) и прочих справочниках. Термин означает сознательное воздержание читателя или зрителя от неверия в правдоподобность изображаемого и используется не только в фантастическом или приключенческом жанре, но и в показе тех или иных сторон обыденной жизни.

Например, те, кто хорошо знаком с американским судопроизводством или с работой американских больниц, без труда заметят неточности в изображении оных некоторыми судебными и медицинскими драмами и телесериалами. Оперативники  ЦРУ тоже, как правило, не работают так, как это показано в ленте «Миссия невыполнима». Не из всех американских тюрем можно бежать, используя  вентиляционные трубы в потолке, не каждую входную дверь можно выбить одним или даже тремя ударами сапога, а сексом, не снимая нижнего белья, как нам часто показывают в последнее время из непонятно откуда взявшейся моды, занимается в США лишь очень-очень небольшой процент населения. Остальные предпочитают старый способ.

В социальном плане Голливуд  более всего рассказывает о среднем классе, достаточно часто о так называемых «синих воротничках» - рабочих. Малоимущие слои тоже изображаются часто, особенно в телесериалах. Богатых нередко изображают сатирически (эта традиция идёт ещё от Чаплина), любят притчи о перерождении богача в рыцаря (как в «Красотке»), о превращении скряги в раскаявшего благодетеля (как во всех вариантах «Скруджа»), о том, как к рассчётливому миллионеру внезапно вовращается человечность (как в фильме «Большой» с Т. Хэнксом). Архетипа «злого капиталиста», имеющегося в русской культуре, в мифологии США нет, но лент о разрушении личности под влиянием денег в Голливуде всегда было много, от немого периода («Алчность» Штрогейма) и до наших дней («И будет кровь», в русском прокате «Нефть»).

Разумеется, в 1990 годы Голливуд существенно изменился. Во-первых, здесь начали широко осваиваться и внедряться компьютерные спецэффекты. Во-вторых, впервые за более чем столетнюю историю американского кино основным потребителем продукции стала молодёжная аудитория: вплоть до конца 1980-х годов Голливуд снимал фильмы исключительно для взрослых, а молодёжное кино, как и детское, оставалось одним из многих жанров. Именно поэтому в последнее время то, что в Голливуде обычно было мейнстримом,  например такие фильмы, как «О Шмидте» (About Schmidt, 2002), «На обочине» (Sideways, 2004) или «Садовый штат» (Garden State, 2004), превратилось в артхаус, а глубина нередко стала подменяться быстрым темпом действия. Это тоже надо учитывать.

Я вырос на американском кино так называемой «Золотой Эры Голливуда» и был отчасти сформирован Новым Голливудом (фильмами, снимавшимися в 1966-1976). Переехав в Америку, я не обнаружил ни малейшего противоречия между эстетикой «фабрики грёз» и повседневной жизнью в США и продолжаю наслаждаться тем, что реальность, в которой я живу, николько не расходится с тем, какой я представлял её по американским книгам и фильмам – вплоть до мельчайших деталей.

Нравится ли это кому бы то ни было или нет, но Голливуд изображает американскую действительность такой, какая она есть на самом деле, а показываемые детали и нюансы зависят от условности разных жанров, от стилей или от требований времени.

22) РУГАТЕЛЬСТВА. В повседневной жизни американцы ругаются столь же часто, как это показано в голливудских фильмах, если только это не пожилые церковные дамы, профессора университетов или политические деятели. Но используются лишь такие восклицания, как «fuck!» и «motherfucker!». Не более того. Эти слова давно перестали быть матерщиной, чаще всего они выражают досаду и используются, когда на вас упала с полки чашка, когда вы попали молотком по пальцу вместо гвоздя или едва избежали неожиданного удара чьей-то машины на улице. Вы не услышите этих слов ни на торжественных банкетах, ни на конференциях, ни в университетском мире, ни в ресторанах или магазинах. На телевидении такие слова обычно вымарываются из звуковой дорожки или заглушаются при прямом эфире. Но не в кино.

Если кто-то использует «fuck you!» в реальной перепалке, это посерьёзнее, но тоже не столь уж оскорбительно. А если кто-то хочет действительно о ком-то плохо отозваться за глаза или в глаза, скорее всего это будет «fucking asshole!» На работе это используют в кругу близких друзей и коллег, отнюдь не в любой аудории. В армии и полиции да, постоянно, это традиция. Но представить себе, чтобы среди политиков высших эшелонов любой страны Европы или Америки царила такая же грязная матерщина как в российских политических кругах со времён Сталина - невозможно.

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

nikitanik: (Default)
nikitanik

October 2015

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
181920212223 24
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 26th, 2017 10:32 am
Powered by Dreamwidth Studios